Чулымцы – коренной, наверное, самый малочисленный народ России. По переписи 2010 года их всего 365 человек. Название народа происходит от названия реки, возле которой они проживают. Чулым – правый приток реки Обь. Сейчас они проживают только в двух районах: в Томской области Тегульдетском районе селе Пасечное и Красноярском крае Тюхтетском районе селе Чиндат. Родной язык чулымцев устный. Он не имеет письменности и его не преподают в школах, а используют только в быту. Чулымский этнос возник из-за смешения тюркских групп еще в XVII–XVIII веках. Народность, берущая начало от древних кыпчатских и уйгурских племен, была, в последствии, ассимилирована хакасами и русскими.
Вот, что сказал о своем народе Александр Кандияков в интервью представителю СМИ: «Официально власть нас признала 5 марта 2001 года. И в переписи населения, которая прошла в 2002 году, чулымцы впервые назвали себя чулымцами». До этого их причисляли к хакасам. Многие из чулымцев считают себя русскими.
В прошлом чулымцы не вели домашнее хозяйство, как другие народы. Летом чулымцы занимались рыболовством, сбором лекарственных растений и ягод. Для рыбалки они использовали самодельные лодки, выдолбленные из ствола дерева, в основном осины или тополя, обласки. Зимой – охотились на пушного зверя. Кроме того, занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Изготавливали веревки, сети, посуду из бересты, дерева и плетеную, лодки, лыжи, нарты.
Орочи — дети тигра с берегов Японского моря…
Орочи – еще один коренной народ России, проживающий в Хабаровском крае – 441 человек. Всего в мире их около 1000 человек. Кроме России, орочи живут на Украине, примерно 288 человек (перепись населения 2002 года) Язык орочей относится к Алтайской языковой семье, тунгусо- манчжурской группе.
Русские, пришедшие на Дальний Восток в 18-19 веках, способствовали изменению быта, традиций и верований народы. Орочи должны были платить ясак пушниной и рыбой, выбирать старейшин. С русскими в быт вошли неводы, срубные дома и оружие, что облегчило жизнь народа. Несмотря на приход в эти края христианства, местные верования до сих пор сохраняются. Орочи – охотники и рыболовы.Они делали небольшие лодки с веслами и шестами, гарпуны для охоты на нерп. Касатка – священное животное, так как при ее появлении, вся морская живность держалась поближе к берегу и было легче ловить ее. У орочей был обряд кормления касатки черемшой, это студень из рыбьих шкурок. Его готовили в чашах, по форме напоминающих нерп.
Мир для орочи – огромная восьминогая лосиха. Ее кожа — земля, шерсть — деревья, подшерсток — трава и кустарники, хребет — горные цепи, паразиты в шерсти — животные, снующие вокруг насекомые — птицы. А мир делится на 3 уровня:
Верхний – мир духов: сотворил его Буа, верховный бог.
Средний – мир людей. Сотворил его мифический герой Хадау, из народного эпоса. Правят этим миром духи-хозяева, покровители моря, тайги, огня.
Нижний – мир злых духов и душ умерших. Существовало также поверье, что лунная земля разделена на два царства. В них души предков вновь перерождаются и возвращаются на землю в облике младенцев.
Энцы – это северная народность, который назван так этнографом Г. Н. Прокофьевым в 30-е годы двадцатого века. Он создал название от «эннэчэ», что значит человек. Себя же энцы называют эньчо, могади или пэбай.
Энцы – очень малочисленный самодийский народом Севера, около 300 человек. Первое упоминание о них появилось в 15 веке. По языку, культуре и территории проживания делятся на две этнические группы: тундровые (хантайские самоеды) и лесные (карасинские самоеды). В начале 20-го века началась ассимиляция народности с ненцами и нганасанами, однако энцам удалось сохранить язык, обычаи, культуру. В основном они живут на севере Красноярского края, Таймырском Долгано-Ненецком районе, но и в других городах России и, даже, на Украине.
У энцев есть обычай, при рождении ребенку дают не имя, а прозвище, связанное с обстоятельствами рождения или особенностями внешности. Имя же он получал по достижении совершеннолетия в честь кого-то из близких родственников. Между собой энцы общаются не по именам, а по прозвищам, причем у одного человека их может быть несколько. Лесные энцы – православные, тундровые приверженцы шаманизма, анимистического пантеизма. Они верят в духов природы и приносят им жертвы в виде денег, мяса оленя и кусочки ткани. Белая масть оленя считается священной, таких оленей нельзя убивать, а можно только запрягать в нарты.
Обычной пищей народа является сырое мясо оленя, в свежем виде, в пищу идет и кровь. На зиму делают рубанину и строганину: мясо рубят кусками или режут тонко ножом, замораживают. Едят энцы куропаток, зайцев, летом варят гусей, уток, рыбу едят в свежем или подсоленном виде. Юкола, рыбная мука (порсу), которую добавляют в суп или смешивают с растопленным рыбьим жиром «варка». Ели, также, дикий лук, коренья, ягоды, а листья брусники и древесные наросты заваривали и пили. Сегодня энцы пьют чай, покупают ржаную муку, пекут тонкие лепешки и едят, обмакивая в рыбий жир.
Водь – один из исчезающих этносов России, насчитывает всего 64 человека. (Самые белокурые люди на планете, примерно 80% мужчин и 76% женщин)
Водь – это был, довольно, многочисленный коренной народ, проживавший на территории современной Ленинградской области. Известны сведения этнографов, которые отмечали необычайную красоту водских женщин. Численность народа существенно уменьшилась из-за голода в 1215 году, а также ассимилировалась со славянским и ижорским населением, которые мигрировали в на территорию проживания водь. Водь – земледельцы, собиратели Иван-чая, из которого делали «копорский чай».
Язык их не имеет письменности, зато народ обладает богатейшей песенной культурой. Водь – православный народ, который к тому же, сохранил древние верования и обычаи. Так они поклоняются старым деревьям, огромным камням, родникам и колодцам, верят, что дом и семью защищают домовые, а в лесу хозяйничает леший.
В 1943 году ижорское и водское население, вместе с ингерманландскими финнами, было вывезено в Финляндию. Большая часть эвакуированных вернулись в СССР, однако были расселены по разным областям страны, а вернуться в Ленинградскую область им разрешили только в 1956 году
Кереки – есть ли они сейчас?
Кереки — самый малочисленный народ не только на Камчатке, но и в России. По данным переписи 2010 г. кереками себя назвали лишь 4 человека. Одна из самых таинственных и малоизученных северных народностей с печальным историческим прошлым сегодня находится на грани полного исчезновения. Самоназвание народа «аӈӄалҕакку», или анкалгакку, означает «приморские люди». Второй вариант, породивший этноним «кереки», произошел от чукотского слова «кэрэкит».
В национальном чукотском селе Мейныпильгыно, сегодня входящем в Анадырский район Чукотского АО, проживают последние представители керекского народа.
Национальный керекский язык, относящийся к чукотско-камчатской семье, сохранился лишь пассивно: в трудах исследователей народа и в памяти оставшихся его представителей. Ряд ученых относит его к числу диалектов корякского языка.
По данным 1991 года, говорящих по-керекски было всего трое: Екатерина Хаткана, Николай Етынкэу (мэйныпильгынский диалект), Иван Уваргыргын (хатырский диалект). Все они, помимо родного, владели чукотским и русским.
Главой семьи была женщина, она управляла хозяйством и торговала. В сказках много диалогов, а сказочный герой ворон Куккчи. Кереки занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством, держали упряжных собак. Считается, что именно они придумали запрягать собак цугом (попарно или по одной в ряд). Другие народы этой местности, чукчи и эскимосы, изначально запрягали собак веером. Лишь в XIX веке они сменили свой вид упряжки на «керекский», более удобный.