СЕЛЬКУПЫ

Численность народа– 4 200 человек (на 2018 г.)
Язык – самодийская группа уральско-юкагирской семьи языков. Язык имеет три диалекта — тымский и кетский (южные) и тазовский (северные). Около половины населения (47,6 %) признают селькупский язык родным, остальные таковым считают русский, на котором, впрочем, говорят практически все селькупы.
До 1917 г. селькупы назывались остяко-самоедами (по языку они близки к самоедам-ненцам, а по культуре — к остякам-хантам). Современное название получили в 1920—1930-х гг. по самоназванию северной группы сöлькуп на р. Таз или шöлькуп — «таежный человек» на р. Турухан.
Расселение – Красноярский край, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Выделяют две группы селькупов — северные и южные. Живут в Западной Сибири, по Оби и ее притокам Тым, Кеть, Васюган, по рр. Пур, Таз и Турухан. Первоначально селькупы обитали на левых и правых притоках Оби, в том числе на р. Парабель с притоками Чузик и Кенга.
Происхождение селькупов на территории Среднего (Нарымского) Приобья связывают с местными неолитическими культурами третьего тысячелетия до н.э., которые были основой культур широкого круга племен Зауралья и Западной Сибири. К концу второго тысячелетия до н.э. здесь появляются пришлые племена с востока и юга. В результате слияния таежного коренного и пришлого лесостепного населения в первом тысячелетии н.э. формируется селькупская культура.
С помощью лука и стрел с костяными и железными наконечниками предки селькупов охотились на лося, оленя, водоплавающую и боровую дичь, соболя, белку. Ловили рыбу, ездили на лодках, имели железные орудия — топоры-тесла, ножи, знали литейное и кузнечное ремесла, ткачество, выделывали шкуры, кожи, шили меховую одежду и обувь, жили в укрепленных городищах в землянках.
Железные наконечники стрел для охоты на крупного зверя
В XVI в. русские познакомились с селькупами, известными тогда под названием Пегая орда. Во главе их стоял вождь-военачальник («князец») Воня. Пегая орда вошла в состав Русского государства после основания Нарыма в 1595 г. В Нарымском крае стали селиться казаки, служилые люди, «пашенные» крестьяне, промышленники и «вольница» (беглые крестьяне), позднее — ссыльные из европейской части России, контакты между пришлым и коренным населением были очень тесными.
Основные занятия — охота и рыболовство. Орудия охоты — лук (ыдде, ынде) со стрелами, самострелы, ловушки. На медведя ходили также с копьем-пальмой (чури-квезе), у которого было длинное и широкое одностороннее, как у ножа, лезвие. Петлями (чазар) ловили оленей и соболей, сетями — гусей, силками — куропаток, зайцев. Черкан (латта) обычно ставили на белку, горностая, колонка.
Селькупы – промысловые охотники, искусные следопыты. Много зверя, особенно белки, добывали луком со стрелами. Сложный клееный лук селькупов славился далеко за пределами их обитания и был предметом обмена у соседей – хантов, ненцев, эвенков. Стрелы оперяли орлиными или лебяжьими перьями Лук изготавливали в рост человека из трех пород дерева — березы, кедра и черемухи. Между двумя пластинами самой прочной части кедровой и березовой древесины вклеивали пластинку из вываренной кости и сухожилия, а утолщение в средней части лука и его концы делали из черемухи. Сверху лук обклеивали тонким слоем бересты, обматывая концы саргой (нитью из черемуховой коры). Клей, отличавшийся большой прочностью, варили из рогов лося. Тетиву из лосиных жил на такой лук натягивали четверо мужчин. При стрельбе на правую руку надевали перчатку с тремя пальцами (муунла), от удара тетивы руку предохраняли костяной пластинкой в форме полуцилиндра, привязанной к кисти ремешком. Наконечники стрел были разные: длинные заостренные костяные и железные — для охоты на крупного зверя, деревянные закругленные с тупым концом (чтобы не портить шкурку) — на пушного зверя, железные в форме острой лопаточки — на рыбу, вильчатые — на птицу и рыбу.
Оперенье стрел
С присоединением к России стала развиваться преимущественно пушная охота, основным объектом которой была белка. В XIX в. у селькупов появились ружья. Хороший охотник добывал за день не менее 20 белок. Для охоты специально выращивали «беличьих» собак. На белковку уходили всей семьей. Значение ее было так велико, что основной меновой единицей стала связка из 10 беличьих шкурок (сарум). Это слово вошло в состав всех селькупских числительных, означающих десятки, начиная с 20. Роль охоты на белку отразилась и в календаре: ноябрь называется здесь «беличьим» месяцем.
Традиции рыболовства — давние: добывали лососевых и сиговых (осетра, нельму, муксуна, омуля, стерлядь, чира) и частиковых (щуку, окуня и др.). Рыбу ловили ставными (ронкат-пок) и плавными (кургумты-пок) сетями, удочками, дорожками, на озерах — жерлицами (поплавками с крючками), на Оби — неводами (нагыджа-пок), на маленьких речках и протоках ставили запоры с ловушками в отверстиях и котцы (тавур). Занятие рыболовством отражалось в названиях месяцев селькупского календаря: «месяц щучьей икры», «месяц нельмы», «месяц рыбных запоров» и др.
Питались селькупы в основном соленой рыбой и юколой – вяленной на специальных вешалках из жердей, а из сушенной – делали муку – порсу. Из голов. Костей, внутренностей, т.е. отходов от приготовления порсы и юколы, в больших котлах вытапливали жир и хранили для еды. Из рыбьих желчных пузырей вытапливали желчь, которой обрабатывали замшу. Из осетровых пузырей варили клей, который использовали при изготовлении луков и илыж. Из рыбьих шкурок шили непромокаемые мешки для хранения продуктов., а в более ранние времена – одежду и обувь.
Такое ведение хозяйства можно назвать, применяя современные термины, безотходным.
Охотники и рыбаки зимой жили в низких избушках с земляной крышей. Вместо стекла вставляли в окно льдину. Летом на местах лова рыбы ставили чумы и шалаши.
Северные селькупы традиционно занимались оленеводством, в основном для транспортных нужд, и ноябрь называли «месяц отпадения рогов оленей-самцов».
До начала ХХ в. было развито кузнечество. Кузнец (чачури кум) умел выплавлять металл из руды, которую привозили с Енисея, сыродувным способом с помощью специальной системы из семи горнов и четырнадцати мехов. Из полученного железа кузнецы изготавливали орудия труда, оружие, кольчуги, изображения духов. Одновременно были в ходу каменные и костяные скребки для выделки кожи, зернотерки, наконечники стрел, ножи, крючки, иглы и пр.
Селькупы умели обрабатывать крапиву, прясть из нее нитки при помощи веретена (кето), а также ткать крапивные холсты для шитья одежды, одеял на оленьем меху (тоит), матрасов (тан-где).
По звону подвесок, бренчанию блях и бубенчиков в косах девушки, юноши узнавали своих возлюбленных и шли на тайные свидания с ними
Благодаря контактам с русскими таежные селькупы еще в XIX в. научились приемам земледелия и животноводства. В низовьях притоков Оби стали выращивать картофель, капусту, морковь, свеклу, огурцы, помидоры; на пойменных обских лугах пасли крупный рогатый скот, лошадей, держали свиней и овец.
Традиционными средствами передвижения были собачьи и оленьи упряжки, а также ручные нарты, лыжи, лодки, причем нарты чаще всего прямокопыльные (с шестью копыльями). Тип оленьих нарт, упряжи, посадки на нарты у северных селькупов — самодийский. Лодки — долбленые разных типов (анты, ронтык, паба квышанд) и дощатые (завозни — из кедровых плах), для дальних переездов — крытые (илимки). У русских селькупы научились передвижению на лошадях.
Селькупы делились на три экзогамные группы, или класса: лимбы-чуп — «орлиный человек», казель-чуп — «кедровка человек», сэнгыл-чуп — «тетеревиный человек». Названия родов тоже были связаны со зверями и птицами.
Современные селькупы чтут традиции своего народа и являются ярким примером гармоничных отношений человека и природы.

1
2
3
4
5