Россия является многонациональным государством. Всего на территории России проживает более 190 народов. Многие из этих народов коренные многочисленные народы различных регионов страны. Одним из таких малочисленных народов является коренной народ Восточной Сибири – эвенки.
Помимо России эвенки проживают в Монголии и северо-восточной части Китая. По данным переписи населения, на 2010 год численность данного народа составляла 77 тысяч человек. Из них в России проживает 37 тысяч человек.
Эвенки населяют территорию от реки Енисей до Охотского моря. Но ни в одно из субъектов Российской Федерации они не составляют большинства населения и соседствуют с русскими, бурятами, якутами и другими народами.
Этноним «эвенки» официально стали использовать с 1931 года. Исторически использовалось имя – тунгусы. Язык – эвенкийский, тунгусо-маньчжурская группа алтайской языковой семьи.
Со временем эвенков становится всё меньше. В основном, это связано с открытостью данного народа для других, переселением в другие регионы и вступлением в брак с представителями других народов. Тем не менее, существуют традиции, которых до сих пор придерживается данный народ.
Эвенки до сих пор очень трепетно относятся к вере, многие неуклонно следуют всем наставлениям шаманов, стараются придерживаться всех канонов. Шаманы являются посредниками между мирами живых и мёртвых. При этом, верховными богами могут являться как боги-мужчины, так и боги-женщины, что отличает шаманизм эвенков от шаманизма многих других народов. При этом многие из эвенков принимают своей религией христианство
Охотились эвенки, преимущественно, в одиночку. Охота в группах по 2-3 человека осуществлялась только в тех случаях, когда зверь был крупный или его необходимо было гнать на стрелка. Особое место занимал медведь. Эвенки, во многом, отождествляли себя с медведями. Считалось, что нельзя насмехаться над медведем, так как он может жестоко отмстить. Во время охоты на медведя, нельзя было убивать спящего медведя, а после убийства следовало попросить прощения у убитого медведя за то, что отобрали у него жизнь. Уважение к медведям сохраняется и в наши времена. Эвенки Прибайкалья и Забайкалья величают медведя «дедушкой». До сих пор кости убитого медведя складывают в схрон, подняты на два метра над землёй.
Особое место в быту занимал олень. Оленеводство, в основном, имело транспортную направленность. Шкуры оленей использовали для покрытия крыш домов зимой, при изготовлении одежды. Так же эвенки надевали шкуры оленей на спину, а спереди завязывали её, пришивали к передней части дополнительные шкурки, что делало наряд похожим на фрак. Именно поэтому эвенков так же называли «людьми Сибири во фраках».
Одной из наиболее известных традиций эвенков, которой следуют по сей день – традиция погребения, которая несколько трансформировалась после принятия некоторыми представителями народа христианства. В случае, если усопший был христианином, на могиле присутствуют одновременно и чучело оленя и православный крест. Если же умерший – ребёнок, то он подвергается воздушному погребению. В данном случае, гроб-колода помещается на два или четыре столба и поднимается в воздух. Используется именно этот вид захоронения, поскольку считается, что душа ребёнка не достаточно сильна для вознесения на небо, а с дерева душу сможет подхватить птица и доставить её на небеса.
К сожалению, в настоящее время, многие из традиций эвенков уходят в небытие, в связи с приходом цивилизации в их жизнь. Так вытиснилось изготовление вещей из бересты с приходом более современных материалов.